17 января 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое, в том числе, предусматривает упрощение процедуры проведения государственной экспертизы и внедрение института экспертного сопровождения проектов.
Основные изменения
Наиболее значимыми в сфере компетенции Главгосэкспертизы России являются изменения, внесенные в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145. Эти изменения предусматривают:
— включение процедуры проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в предмет государственной экспертизы проектной документации;
— закрепление предмета экспертного сопровождения и процедур его проведения, порядка заключения договора на экспертное сопровождение;
— исключение упоминания услуги по выдаче заключения в отношении модифицированной проектной документации, в связи с тем, что институт модифицированной проектной документации исключен из Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— уточнение перечня документов, представляемых на государственную экспертизу;
— установление перечня документов, представляемых в экспертную организацию для экспертного сопровождения;
— регламентацию сроков экспертного сопровождения.
Законодательные основания
Постановление подготовлено в развитие Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с принятием Федерального закона № 342-ФЗ, предусматривающего включение в предмет экспертизы проектной документации проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, Постановлением предусмотрено объединение процедур по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства.
В связи с принятием Федерального закона № 151-ФЗ, предусматривающим внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части упрощения процедуры организации и проведения повторной экспертизы проектной документации в случаях внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы (статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена частями 3.8–3.11), в Постановлении предусмотрены нормы, регламентирующие порядок организации и проведения государственной экспертизы в форме экспертного сопровождения.
Экспертное сопровождение
Внедрение института экспертного сопровождения направлено на упрощение процедур, связанных с рассмотрением и оценкой экспертными организациями изменений, внесенных в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение экспертизы.
Экспертное сопровождение будет осуществляться экспертными организациями, ранее проводившими экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения, на основании договора об экспертном сопровождении.
Договор об экспертном сопровождении заключается на 1 год с возможностью его пролонгации по инициативе заявителя на такой же срок (неограниченное количество раз).
В период действия договора об экспертном сопровождении застройщик вправе в случае необходимости представлять внесенные в проектную документацию изменения в экспертную организацию, которая в течение короткого срока (10-20 рабочих дней – в зависимости от объема вносимых изменений) будет рассматривать такие изменения и выдавать соответствующее заключение, что позволит застройщику более оперативно принимать решения о реализации указанных изменений в ходе строительства.
Застройщик не будет ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
Помимо изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, Постановлением внесены изменения, обусловленные включением проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в предмет экспертизы проектной документации и внедрением экспертного сопровождения, в том числе, в следующие акты Правительства Российской Федерации:
— постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 года № 878 «О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 389 «О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Постановлением признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
По материалам https://gge.ru/